Ordo Deus - Дорога к бессмертию



Оглавление

  1. Дорога к бессмертию
  2. Бессмертие и религия
  3. Философия бессмертия
  4. Бессмертие и наука
  5. История анабиоза
  6. Смерть
  7. Кора головного мозга
  8. Бессмертие и анабиоз
  9. Анабиоз, медицина и биология
  10. Анабиоз и экономика
  11. Анабиоз и закон
  12. Анабиоз в Антарктиде
  13. Техническое обеспечение анабиоза
  14. Бессмертие и вера
  15. Библиотека Ordo Deus
  16. Контактная страница Ordo Deus

Ordo Deus - Дорога к бессмертию

Информация об Ordo Deus

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло –
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!

Перейти в оглавление сайта

Пьер-Жан Беранже

Создание информационного ресурса «Ordo Deus» стало возможным благодаря самоотверженному и бескорыстному служению науке: профессора, доктора медицинских наук Владимира Александровича Вишневского, профессора, доктора медицинских наук Андрея Германовича Кригера, доктора медицинских наук Нины Александровны Назаренко, доктора медицинских наук Анатолия Васильевича Гаврилина, доктора медицинских наук Равшана Зияевича Икрамова, кандидатов медицинских наук: с.н.с. Ольги Ивановны Жаворонковой, с.н.с. Дмиртия Анатольевича Ионкина, с.н.с. Алексея Александровича Трякина, с.н.с. Юрия Александровича Перова, с.н.с. Татьяны Витальевны Журенковой, к.м.н. Анны Борисовны Шураковой, м.н.с. Инны Анатольевны Гришанковой и других, научных сотрудников и медицинского персонала Института хирургии им. А.В. Вишневского, Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина (РАМН), Медицинского радиологического научного центра РАМН.

Словосочетание «Ordo Deus», не имея созвучных аналогов в мировых информационных сетях и известной литературе, является уникальным, благозвучно, легко запоминаемо и обозначает данную организацию и создаваемый ею информационный ресурс.

Задача, для решения которой создано «Ordo Deus» — сделать реальностью мечту человека закончить свой жизненный путь не в виде омерзительной гниющей органической массы пожираемой копошащимися в ней могильными червями а, вернувшись в молодость прожить ещё одну жизнь. Начать всё заново. Исправить совершённые ошибки. Осуществить несбывшиеся мечты.

Цель «Ordo Deus» воплотить эту мечту каждого человека в реальном, объективно существующем мире, в котором мы живём, а не в мифических загробных мирах, реинкарнациях, биополях, космических энергиях псевдо гуру и прочих бредовых мирах, ипостасях и воплощениях.

В реально достижимый промежуток времени (в течение нашей жизни), а не в светлом сказочном завтра в котором нам уже не жить.

Прочитав эти строки Вы, наверное, скажете сами себе «конечно, я хочу, чтобы так было но, к сожалению это невозможно».

Давайте на несколько минут оставим житейскую мудрость и не впадая в сказочные фантазии попробуем проанализировать, возможно ли такое хотя бы теоретически.

Любой здравомыслящий человек понимает, что современная продолжительность жизни не соответствует ни биологически целесообразной, ни максимально возможной. Биологически целесообразная продолжительность жизни человека около 32-х лет этого достаточно для воспроизведения численности вида и его эволюционного развития. Такая продолжительность жизни сегодня типична для ряда стран центральной Африки и племён новой Гвинеи. Максимально возможная, документально доказанная, продолжительность жизни человека 122 года, которые прожила Жанна Кальман.

Средняя продолжительность жизни в цивилизованных странах около 77-и лет. Таким образом, мы с вами живём на 45 лет больше чем биологически целесообразно и на 45 лет меньше чем биологически возможно. Дополнительные 45 лет жизни сверх биологически целесообразного возраста даны нам за счёт развития медицины конца девятнадцатого и двадцатого веков.

Таким образом, при современном темпе развития медицины средняя продолжительность жизни увеличивается примерно на 30 лет за одно столетие. Не впадая в необоснованные фантазии можно уверенно утверждать, что к середине 22 века средняя продолжительность жизни достигнет для человека, как биологического вида, своего предела 120—130 лет. Вполне разумно предположить, что человечество не остановится на этом, и шаг за шагом будет отодвигать предельную продолжительность жизни всё дальше и дальше. Если бы нам удалось, находясь в конце своего жизненного пути перенестись в будущее на 300 лет то, неизлечимо больные дети, больные неоперабельной и не поддающейся химиотерапии онкологией, все болезни которые ведут к неизбежной смерти сегодня, были бы излечены, и каждый из этих людей смог бы прожить бы ещё одну полноценную жизнь. Дело остаётся за пустяком создать машину времени, которая перенесёт нас в конце жизненного пути в будущее на 300 лет. Полагаю, Вы согласитесь, если мы сможем переместиться в будущее на 300 лет один раз, то сможем проделать это снова и снова.

Наши с Вами рассуждения привели к выводу, для осуществления мечты прожить ещё одну жизнь не хватает пустячка машины времени. Давайте не будем обсуждать классическую машину времени Герберта Уэлса перемещаясь в которой, мы наблюдаем мелькающие за окном годы как пейзажи в окне поезда. Не будем обсуждать проект машины времени, основанный на гипотезах физиков теоретиков о свойствах чёрных дыр и кротовых нор.

Нужная нам машина времени существует уже миллиарды лет нам не только известно об её существовании но более того мы понимаем как она устроена и как ей управлять. Эта машина времени явление анабиоза, доведённое природой за миллиарды лет эволюции до совершенства.

Но прежде чем говорить об анабиозе давайте попробуем кратко определить, что такое смерть, ведь нам нужны лекарства и врачи, способные излечить болезни, ведущие к преждевременной смерти, а анабиоз лишь машина скорой помощи, доставляющая нас туда, где всё это есть. Анабиоз нужен как средство перемещения во времени и сам по себе он никакой ценности для нас не имеет.

Процесс умирания, как и все биологические явления, подчинён определенным закономерностям. Умирание делится на два этапа первый клиническая смерть и второй биологическая смерть. Длительность первого этапа (клинической смерти) от трёх до восьми минут. На этом этапе умирания быстрое и квалифицированное применение реанимационных мероприятий может возвратить человека к жизни. (Подробнее в статье реанимация). По истечении восьми минут наступает второй этап умирания, биологическая смерть. Фундаментальное отличие этих двух этапов умирания состоит в том, что с момента перехода клинической смерти на этап биологической возвращение к жизни: личности, разума, памяти, души человека становится невозможным ни при каких условиях. (Подробно о процессе умирания в статьях смерть и танатология). Из всего сказанного можно сделать только один вывод применение анабиоза к человеку в стадии биологической смерти абсолютно бессмысленно.

Можно допустить, что в будущем (за пределами научно обоснованного временного прогноза), будут найдены методы оживления личности после биологической смерти, но на сегодняшний день о такой перспективе можно сказать: «хотелось бы верить, но нет достаточных оснований»

Чтобы наши дальнейшие рассуждения не превратились в пусто-говорильню давайте определим, что такое анабиоз. Анабиоз это состояние временной приостановки всех биохимических и физиологических процессов протекающих в организме с их дальнейшим полным восстановлением. Обратите внимание, в определении анабиоза ничего не сказано о замораживании. Дело в том, что понижение температуры не самый главный фактор, приводящий к анабиозу. Для того чтобы было понятнее сделаем ещё одно маленькое отступление. Организм человека состоит из клеток и межклеточного пространства они же в свою очередь заполнены водой, которая и обеспечивает их нормальное функционирование. Вся вода в организме делится на свободную и связанную. Свободная вода осуществляет транспортные процессы и служит средой протекания всех биохимических реакций, связанная вода покрывает трёхслойной оболочкой все биологические мембраны, обеспечивая нормальное функционирование всех внутри и внеклеточных структур отвечающих за жизнедеятельность организма. Если удалить, или каким либо способом связать, свободную воду то все биохимические реакции прекратятся, а при возвращении воды в её исходное состояние возобновятся. В том же случае если удалена связанная вода происходит необратимое нарушение структуры белков ( инактивация) и клетка а, следовательно, и весь организм погибают. (Подробнее в статье «Вода свободная и связанная»). Наиглавнейшим условием для успешного анабиоза является точный баланс между связанной и свободной водой как внутри клеток, так и в межклеточном пространстве. В том случае, когда вся свободная вода в клетках и межклеточном пространстве удалена (высушиванием) или химически связана, а вся связанная вода остаётся на своих местах состояние анабиоза наступает при комнатной температуре.

Давайте не будем фантазировать о будущих достижениях науки и, будем исходить только из доказанных и общепринятых наукой фактов. На сегодняшний день единственным абсолютно надёжным способом установить точный баланс по инактивации свободной воды в клетках и межклеточном пространстве и при этом не нарушить структуры со связанной водой является процесс клатратообразования, при клатратообразовании скорость химических реакций замедляется в сто тысяч раз (подробнее в статьях: Влияние ксенона на систему ДНК-связанная вода по данным метода импульсного ЯМР, Получение клатратов ксенона в воде и исследование их свойств импульсным методом ЯМР, Структура водных растворов белков в присутствии клатратов ксенона). Если перевести всю свободную воду в организме человека в состояние клатрата то человек с таком состоянии при комнатной температуре может находиться в анабиозе до года. То есть мы, фактически растягиваем минуты клинической смерти до одного года.

Зачем же тогда вообще нужны низкие температуры? Дело в том, что при понижении температуры на каждые 8 градусов скорость химических реакций снижается в два раза, а значит если организм в состоянии анабиоза при комнатной температуре сохраняет свою жизнеспособность в течение года то при – 50 градусов Цельсия он сохранит жизнеспособность 500 лет.

И раз уж речь зашла об анабиозе то напрашивается, казалось бы очевидный вывод: в мире достаточно криофирм предлагающих услуги анабиоза и, следовательно, никаких проблем не существует. Вот здесь то и возникает, ряд маленьких но, которые позволяют усомниться в правильности такого решения.

Давайте разберёмся в эти маленьких но, для этого определим необходимые и достаточные условия для того чтобы сделать анабиоз реальной машиной времени которая перенесёт нас в то будущее когда развитие медицины излечив все наши болезни даст нам возможность прожить ещё одну полноценную жизнь.

Первое обязательное условие: никаких, а вот завтра наука…, только достоверные научные факты сегодняшнего дня.

Второе обязательное условие для успешного решения нашей задачи анабиоз должен быть клатратным (подробнее в статьях « Анабиоз как путь к бессмертию », « Бессмертие под газом », « Способ криоконсервации органов и тканей in situ»).

Третье обязательное условие: анабиоз должен быть прижизненным согласитесь, сохранение трупа занятие бессмысленное. Утверждение сторонников посмертного анабиоза, что из клеток умершего можно будет воссоздать новый организм верно, и методики клонирования уже разработаны они по сути своей соответствует процессу деторождения. Разница лишь в том, что у ребёнка будет один, а не два родителя при этом невольно напрашивается вопрос, а не проще ли размножаться естественным путём.

Четвёртое обязательное условие: обеспечение гарантированной сохранности погружённого в анабиоз человека при достаточно низких для эффективного анабиоза температурах и стабильность этих условий в течение сотен лет. Если Вы сомневаетесь в возможности создать холодильные установки способные работать без аварий сотни лет. Если Вы допускаете, что за столетия могут произойти природные, технологические или социальные катаклизмы, которые могут разрушить систему хранения и энергообеспечения криохранилищ. Вы, полагаю, согласитесь, что хранилище находящихся в анабиозе должно располагаться в Антарктиде, где гарантированны достаточно низкие для клатратного анабиоза температуры. Не нужна никакая криогенная техника. Хранение не требует никакого дополнительного финансирования. Природные катаклизмы не могут нарушить системы энергообеспечения, так как они попросту не нужны. Социальные потрясения не достигают этого континента гасясь ледяными штормами южного океана.

Пятое обязательное условие: человеку, вышедшему из анабиоза должно быть гарантированно необходимое лечение. Стоимость такого лечения, Вы можете посчитать сами, сложив стоимость пересадки нескольких органов, медико-косметическое омоложение кожи всего тела, замену разрушенных суставов и костной ткани, поражённых участков нервной и кровеносной систем, добавьте к этому стоимость ксенона, которого нужно около 50 килограмм для погружения в анабиоз одного человека. И это только тот минимум, без которого возвращение молодости просто невозможно.

Шестое обязательное условие: необходима организация, которая будет гарантом выполнения предыдущих пяти обязательных предыдущих условий.

А теперь вернёмся к нашим баранам то бишь к криофирмам.

Все современные крионические фирмы это де-юре и де-факто похоронные агентства, предлагающие своим клиентам экзотическую форму захоронения трупа умершего человека, все они могут «работать» и «работают» со своими клиентами только после того как наступил этап биологической смерти а следовательно возвращение к жизни личности становится невозможным.

Если Вы уверены что непременно наступит время, когда станет возможным восстановление личности после биологической смерти.

Если Вы уверены, что эффективный анабиоз возможен с применением криопротекторов. Первым необходимым и достаточным условием для успешного анабиоза мы с Вами приняли «никаких, а вот завтра наука … только факты сегодняшнего дня». Факты сегодняшнего дня говорят: при анабиозе с применением криопротекторов выживает поверхностный слой клеток, который проходит стадию стеклования. В клетках более глубоких слоёв происходит кристаллизация и чем глубже клетки в нутрии биомассы, тем сильнее их разрушение. Технологий стеклования (сверх быстрого замораживания при котором объект замерзает в стекловидном состоянии без образования кристаллов) крупных объектов, таких как человек, на сегодня не существует (возможно, такие технологии появятся в будущем, но обсуждать их сейчас бессмысленно).

Если Вы уверены в том, что коммерческая фирма может гарантировать сохранение находящегося в анабиозе человека в своих холодильных установках, без аварийного размораживания в течение сотен лет.

Если Вы уверены, что коммерческая фирма, взяв с Вас деньги сегодня, оплатит Ваше лечение через 300 лет.

Если Вам известна коммерческая фирма, которая стабильно существует 300 лет и при этом ни разу не кинула своих клиентов.

Тогда Вы можете смело обращаться в любую криофирму коим несть числа и дальнейшее чтение нашего сайта для Вас пустая трата времени.

Ну а с Вами дорогой читатель, усомнившийся в возможности существования столь надёжных, честных и благородных коммерческих фирм мы двинемся дальше.

У нас остались не решёнными пятое и шестое обязательные условия, финансирование и организация, которая будет служить гарантом выполнения необходимых условий для осуществления нашей цели получить шанс на ещё одну жизнь.

Начнём с организации мы с Вами уже пришли к однозначному выводу, что никакая коммерческая структура не может гарантировать человеку пребывание в течение столетий в анабиозе и последующего лечения.

Для создания такой организации необходимо взять за основу принципы устройства и управления тех организаций (объединений) которые уже доказали свою жизнеспособность в течение сотен и тысяч лет.

Единственными созданными за весь исторический период развития цивилизации организациями (объединениями) отвечающими необходимым нам условиям являются: Христианство и Буддизм. Остальные: религиозные конфессии, политические и общественные объединения не соответствуют нужным критериям (подробнее в главе « Бессмертие и вера»). Благодаря чему Христианство и Буддизм сохраняют такую стабильность и преемственность в своей деятельности на протяжении тысяч лет?

Первое наличие изначально заложенных задач, идей, правил… которые не подлежат изменению ни при каких условиях.

Второе деятельность изначально вне политики, вне государственных границ и интересов, путем сохранения нейтралитета, над национальность.

Третье централизованное управление, в котором все должности (посты) заняты людьми, сознательно посвятившими свою жизнь служению организации.

Это те три кита, которые в течение тысячелетий обеспечивают стабильность этих структур.

Следовательно для того чтобы Ordo Deus была столь же стабильна во времени и столь же преемственна она должна соответствовать эти условиям.

Каким образом можно обеспечить, как мы с Вами уже установили весьма дорогостоящие погружение в анабиоз и последующее лечение. Основным способом оплаты может, и видимо будет служить передача в собственность Ordo Deus земли и недвижимости их эффективное использование даст нарастающий в геометрической прогрессии доход. Это подтверждается практикой католической и православной церквей, буддизма для которых земля и недвижимость всегда были и остаются главным источником доходов.

Теперь, когда мы определились, чего мы желаем достичь, продлить свою жизнь ещё на 70-90 лет используя современные и будущие достижения: медицины, биологии, химии, техники и технологии; когда мы определились с необходимыми и достаточными условиями для достижения нашей цели. Давайте раскрепостим свою фантазию, не выходя при этом за границы логики, и поговорим о том возможно ли хотя бы теоретически не просто продление жизни, а бессмертие.

Представления о возможности или невозможности бессмертия человека связаны с методологией мышления присущей тому или иному человеку.

Первый тип мышления и мировосприятия идеалистический , для людей с этим типом мышления в самом общем виде окружающий мир существует по законам, установленным неким абсолютом ( богом, вселенским разумом, творцом демиургом …). Согласно этой концепции мировосприятия нам известно только то, что это Великое и всемогущее нечто позволяет нам знать. В рамках этого образа мышления бессмертие возможно как дар божий за некие заслуги перед ним и только в неких непознаваемых разумом сферах и измерениях и никаким другим образом бессмертие недостижимо. Данное мировосприятие в своих крайних формах присуще всем религиозным догматам. Любая контр аргументация при таком образе мышления наталкивается на непреодолимую, по-разному формулируемую, аксиому. Она излагается порой в столь сложных и логически запутанных умопостроениях, что становится непонятной не только для читателя, но и, пожалуй, для самих авторов. При этом данная аксиома всегда сводится к простой и понятной самому неискушённому разуму фразе: «Всё в руцее Божьей!».

Второй тип мышления и мировосприятия метафизический материализм , для людей с этим типом мышления концепция мира, в основных чертах следующая: мир неизменно таков каков он есть, и изменить его, нам не дано, реально только то, что я могу увидеть и потрогать. В рамках этого типа мышления идея бессмертия наталкивается на абсолютно непреодолимое умозаключение: «этого не может быть, потому что этого не бывает никогда!».

Большинство людей, как правило, в своих представлениях о мире исходят из различных сочетаний этих двух основных типов мышления и мировоззрения, фактически исключающих саму возможность бесконечного существования человеческой личности в физическом мире.

Существует ещё один вариант мышления и мировосприятия это диалектико-материалистическое понимание мира. В диалектико-материалистическое картине мира человек сверкающая точка познания, освещающая вокруг себя бесконечный мрак непознанных законов бытия: материи, пространства и времени. Для материалиста диалектика аксиоматична познаваемость мира, доказываемая всем ходом развития цивилизации. Вторая аксиома диалектического материализма: все законы известные нам сегодня всего лишь частные случаи более общих законов сегодня нам неизвестных. Третья аксиома диалектического материализма: нет таких законов управляющих процессами, протекающими во вселенной которые не могли бы быть познаны разумом человека. Четвёртая аксиома: познание всех законов бесконечного разнообразия материи, пространства и времени, возможно, только за бесконечный промежуток времени.

В диалектико-материалистической концепции мышления и мировосприятия физическое бессмертие личности лежит за гранью, освещённой на сегодняшний день разумом, сферы законов бесконечного материального мира. Но, тем не менее, как и любые другие неизвестные, нам сегодня законы вселенной, законы бессмертия познаваемы, достижимы и практически реализуемы, хотя и в непредсказуемой на сегодняшний день временной перспективе. Самый оптимистический прогноз достижения физического бессмертия это многие столетия, скорее всего тысячи, а возможно и десятки тысяч лет научного, технического и технологического развития.

Самое неоспоримое свидетельство реальности бессмертия – это то, что нас категорически не устраивает любой другой вариант.

Ралф Уолдо Эмерсон

Бессмертие — это вечная мечта и надежда разумного человека. Человек необычайно ясно осознает что такое время в чём заключена разница между прошлым, настоящим и будущим и, это понимание становится причиной осознания того что лично он как и все остальные люди подвержен процессу старения, увядания и в конечном счёте неизбежной смерти. Нежелание мириться с неотвратимостью смерти, с неизбежностью безвозвратной гибели своего «Я», восприятие смерти как абсолютного зла, присущи человеку с самого зарождения человеческой культуры доказательством чего могут быть традиции погребения, существующие начиная с эпохи палеолита. Наличие определённого места захоронения создаёт у оставшихся жить иллюзию, что умершие не исчезают безвозвратно и бесследно, а уходят в определённое место, о котором мы знаем которое всегда можем посетить и поговорить с умершими. Наличие постоянного места захоронения закладывает основа веры, что смерть не уничтожает полностью и безвозвратно человеческое «Я», а просто оно это «Я», душа, разум находится гдето рядом и только не видны для нас.

Как сказал Станислав Ежи Лец «Все боги были бессмертны» и это ещё одно бесспорнейшее доказательство того что люди уже на заре цивилизации мечтали о бессмертии для себя лично и в качестве высшего отличия награждали бессмертием богов.

Поиски способа достижения личного бессмертия стали движущим мотивом развития Египетской цивилизации. Нам так много известно о ней благодаря грандиозным пирамидам и усыпальницам, которые создавались как места где фараоны и их приближённые обретут вечную жизнь, и только в дополнение к основной задаче по сохранению в неприкосновенности мумии, в виде памятников их могуществу.

Усыпальницы древнего Египта фактически представляют собой сооружения, назначение которых защитить мумифицированное тело от возможного повреждения, что могло бы, по мнению египтян, помешать обретению бессмертия. Главное же хотя и не самое трудоёмкое было в мумификации тела призванной сделать его не подвластным неумолимому ходу времени и гарантирующему обретение бессмертия.

По мере развития цивилизации всё чаще люди задают себе вопрос, а действительно ли там за гранью смерти есть что-либо. Одним из древнейших документов, в котором высказано сомнение в возможности жизни после смерти является папирус, найденный в гробнице фараона Антефа, жившего в 28 веке до нашей эры.

Для получения информации об Ordo Deus откройте новое окно.

Одни поколения проходят,
А другие продолжают существовать
Со времен предков.
Боги, бывшие некогда,
Покоятся в своих пирамидах.
Благородные и славные люди
Тоже погребены в своих пирамидах.
Они строили дома —
Не сохранилось даже место, где они стояли,
Смотри, что случилось с ними.
Я слышал слова Имхотепа и Джосера,
Слова, которые все повторяют.
А что с их гробницами?
Стены обрушились,
Не сохранилось даже место, где они стояли,
Словно никогда их и не было.
Никто еще не приходил оттуда,
Чтоб рассказать, что там,
Чтоб поведать, чего им нужно,
И наши сердца успокоить,
Причитания никого не спасают от могилы.
Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.
Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Перейти в оглавление

Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой.
3-я династия Джосера, 28 век до нашей эры.

Можно предположить, что уже тогда были сделаны первые попытки создать средство позволяющее избежать старости и смерти. Третье – четвёртое тысячелетия до нашей эры были периодом в истории цивилизации, когда зарождались все науки, в том числе и те, что в дальнейшем стали современной медициной и фармакологией.

Первые систематизированные сведения о лекарственных средствах приведены в папирусе 17 века до нашей эры, найденном археологом Георгом Морицем Эберсом.

Примерно в это же время были предприняты первые попытки создать эликсир бессмертия, которые в дальнейшем развились в целую отрасль средневековой алхимии по поиску философского камня который, по мнению алхимиков не только являлся универсальным лекарством (панацеей) но и гарантировал употребляющему его физическое бессмертие.

Первыми научными работами, в которых были проанализированы проблемы старения, и возможности продления жизни стали книги И.И. Мечникова « Этюды о природе человека» 1903г. и « Этюды оптимизма » 1907год. С выхода этих книг начинается становление геронтологии и гериатрии как разделов научной медицины. Выход этих книг стал той поворотной точкой, в истории мировой цивилизации, в которой закончился продолжавшийся 6000 лет период поиска эликсиров бессмертия, философского камня, таинственных заклинаний дарующих бессмертие и так далее. Выход этой книги положил начало естественнонаучному поиску возможностей продления жизни а, в конечном счете, достижения личного бессмертия человека.

В 1918году Бехтерев В.М. публикует статью « Бессмертие человеческой личности как научная проблема»,эти публикации Мечникова и Бехтерева тот момент истории науки, с которой вопрос бессмертия личности из чисто религиозно-философской плоскости переводится в естественнонаучную и медицинскую. Хотя при этом Бехтерев декларирует бессмертие видовое и социальное близкое по своей сути к философской модели «Монизма вселенной» Циолковского, а это не тоже что бессмертие личное о котором говорит Мечников. Тем не менее, Бехтерев подходит к вопросу бессмертия с позиции врача и естествоиспытателя, а не богослова и философа.

«Человеческая жизнь свихнулась на полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую», – говорил Илья Ильич Мечников. Но чтобы лечить болезнь, нужно знать ее причины. Выяснением этих причин и занималась наука в течение всего XX века.

За прошедшие 100 лет было разработано около двухсот теорий старения первыми из них были: теория отравления организма вредными выделениями кишечных бактерий и паразитов в которой видел причину старения И. И. Мечников.

Теория отравления внутренними ядами, Французского ученого Шарля Бушара , который говорил: «Организм – это лаборатория ядов», согласно его теории каждая клетка накапливает вредные продукты обмена веществ, которые отравляют организм.

Теория накопления генетических ошибок: в наследственном материале (хромосомах) ядра каждой клетки организма на молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) записан план построения белковых молекул. Чтобы клетка синтезировали именно те белки, которые составляют её индивидуальную сущность, план должен соблюдаться точно, сохраняясь неизменным всю нашу жизнь. А он меняется. Меняется под влиянием внешних воздействий: космических лучей, ядов, выделяемых болезнетворными микроорганизмами. А раз появились ошибки в программе, записанной на молекулах ДНК, клетки начинают синтезировать чужеродные белки, которые мешают работе клетки. Делясь, клетка передаст эти ошибки, как эстафету. С возрастом ошибки накапливаются, как в игре «испорченный телефон». Испорченные клетки плохо работают, они мешают работать и здоровым клеткам. Это и есть старение. Когда испорченных клеток станет так много, что нарушаются жизненно важные связи между различными тканями и органами, наступает смерть.

В современной науке в большей или меньшей степени признаны: теория соматических мутаций, теория накопления изменённых белков , митохондриальная теория, теория утраты теломер и эпигенетическая теория старения.

К сожалению, ни одна из теорий старения не может охватить всех известных науке фактов и не в силах пока предложить действенных способов борьбы со старением. Только глубоко вскрыв причины старения, выяснив его механизм, мы сможем победить старость. В последнее время наиболее общепризнанной считается теломерная теория старения, смысл которой состоит в том, что при каждом считывании информации с молекул ДНК происходит их укорачивание, которое, в конечном счете, заканчивается тем, что часть необходимой для нормальной работы клетки информации безвозвратно теряется. Это приводит к тому, что нарушается нормальный обмен веществ внутри клетки, не синтезируются необходимые для жизни белки, и клетка погибает.

Теломеразу считают ключом к клеточному бессмертию, «источником юности». Этот фермент позволяет клеткам быстро размножаться без старения. Стволовые клетки эмбрионов, например, синтезируют (экспрессируют) теломеразу, которая позволяет им непрерывно делиться, формируя ткани и органы. У взрослых организмов теломераза синтезируется (экспрессируется) только в клетках, которые должны часто делиться, однако большинство клеток тела человека (соматических) ее не производят. Однако, бессмертная, вечно юная клетка – это ещё не бессмертный и вечно юный человек; раковая клетка бессмертна и вечно молода! Вам от этого легче?

Не вдаваясь в тонкости тех или иных теорий старения в обобщённом виде старением можно назвать длительный биологический процесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма и как следствие к увеличению вероятности смерти.

Время наступления старости условно. Пожилыми являются люди в возрасте от 55-60 до 75 лет, с 75 лет до 90 лет – старыми, а с 90 лет и более – долгожителями. Предполагается, что максимальная видовая продолжительность жизни для биологического вида «Homo sapiens», к которому мы все относимся, равна 92-95 годам. А предельно возможная продолжительность жизни для человека разумного как биологического вида равна 120 годам. Документально доказанная максимальная продолжительность жизни была достигнута Француженкой Жанной Кальман прожившей 122 года и 164дня.

Ну а смерть?

Ешё в 19 веке немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения, Август Вейсман сделал предположение, что для всех живых существ, растений и животных, естественная смерть – свойство, выработанное в процессе эволюции. Как ни парадоксально, смерть оказалась очень ценным фактором эволюции: именно благодаря смерти естественный отбор, привёл к появлению многоклеточных организмов и, в процессе дальнейшей эволюции к появлению млекопитающих и, в конечном счете, человека.

У древних одноклеточных организмов смерть наступала только от внешних причин, одноклеточные организмы и сейчас бессмертны. Другим этапом была так на называемая «запрограммированная» смерть, которая наступает без периода старости. Живой организм умирал сразу после того, как давал жизнь потомству. Бабочки-подёнки живут всего несколько часов: выводят личинки и умирают. Овес или пшеница, на пример, умирают сразу после того, как зерно созрело, хотя при теплой погоде и обилии питательных веществ в почве ничто не препятствует дальнейшей жизни растения. Умирают и некоторые рыбы сразу после нереста. Смерть этих организмов запрограммирована в молекулах ДНК.

Исследования показали, что в определенный момент существования организма (после единственного в его жизни акта размножения) из клеточных ядер перестает поступать информация о синтезе некоторых ферментов, без которых клетки быстро погибают.

В середине 20 века биологическими и медицинскими исследованиями доказано что биохимические и изменения, появляющиеся у рыб после нереста и у старых людей, удивительно похожи. Что дало возможность сделать вывод, что смерть человека тоже запрограммирована в молекулах ДНК, разве только умирание растянуто во времени. А исследования 90-х годов 20-го века и начала 21 по программе геном человека доказали правильность этого вывода. Более того, определены гены, которые при определённых условиях включают биохимические механизмы, приводящие к гибели клетки – «гены смерти».

Прежде чем вести разговор о возможности или невозможности бессмертия, давайте дадим однозначное определение этого термина.

Бессмертие — это способность конкретного организма жить неограниченно долгое время (века, тысячелетия, миллионы или миллиарды лет), гибель бессмертного организма возможна только по внешним причинам (нанесение несовместимых с жизнью повреждений: механических, химических, радиационных и других).

О теоретической возможности физического бессмертия для человека ещё в 1965 году в своей статье «Приглашение к бессмертию» прекрасно сказал президент АН Белорусской ССР, академик Василий Феофилович Купревич: «Человек вышел из-под власти естественного отбора. Он уже не приспосабливается к условиям внешней среды, а создаёт вокруг себя искусственную благoпpиятнyю среду, переделывая природу. Ему не нужна смерть как фактор, ускоряющий совершенствование человечества от поколения к поколению. И мы считаем, что старение и смерть – это результат отсутствия отбора, направленного на создание все более долгоживущих, практически бессмертных видов животных.

Нет никаких теоретических запретов, мешающих ставить вопрос о принципиальной возможности бессмертия. Я глубоко убежден, что рано или поздно наступит эра долгожительства. Сейчас трудно даже представить себе все, что принесет человечеству завоевание бессмертия. Но чтобы такая эра наступила, необходимо вести в этом направлении интенсивные исследования. Как и во всяком деле, здесь нужны энтузиасты, а их, к сожалению, пока чрезвычайно мало, мешает укрепившееся в каждом из нас убеждение в неизбежности смерти и безнадежности борьбы с ней. Это своего рода психологический барьер, который нужно преодолеть».

Можно ли сегодня серьёзно говорить о возможности достичь физического бессмертия или же это пустой ни к чему не обязывающий разговор? Лучше всего на этот вопрос ответили Вуди Аллен и Ромен Роллан.

Я не хочу достичь бессмертия, благодаря своему творчеству. Я хочу достичь, бессмертия, не умирая.

Вуди Аллен

Стремление жить и преодолевать умирание – это мудрее разума, сильнее воли.

Ромен Роллан

⇐ Перейти на главную страницу сайта

⇑ Вернуться в начало страницы ⇑

Библиотека Ordo Deus ⇒

⇐ Помочь сайту Ordo Deus

⇓ Каталог систематический ⇓

Бессмертие и религии ⇒

© Ordo Deus, 2010. При копировании ссылка на сайт http://www.ordodeus.ru обязательна.