Вера

Оглавление

  1. Дорога к бессмертию
  2. Бессмертие и религия
  3. Философия бессмертия
  4. Бессмертие и наука
  5. История анабиоза
  6. Смерть
  7. Кора головного мозга
  8. Бессмертие и анабиоз
  9. Анабиоз, медицина и биология
  10. Анабиоз и экономика
  11. Анабиоз и закон
  12. Анабиоз в Антарктиде
  13. Техническое обеспечение анабиоза
  14. Бессмертие и вера
  15. Библиотека Ordo Deus
  16. Контактная страница Ordo Deus

Вера

Вера, в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологич. установка, включающая: во-первых, принятие определённых утверждений (догматов), например о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека и т.п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдаёт себя (в большинстве языков, с которыми изначально связано становление теистических религий, слова «Вера» и «верность», а также «верующий» и «верный» тождественны).



Столкновение Веры с рационалистической критикой приводит к одной из трёх позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы Веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима Августина и Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя (максима П. Абеляра «понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная несовместимость Веры с «немощным» человеческим разумом (максима «верую, ибо нелепо», ложно приписываемая Тертуллиану, но находящая известные соответствия и у него, и у Петра Дамиани, и отчасти у С. Кьеркегора). Вторая позиция приводит к поглощению богословия философией, третья - к разрыву между богословием и философией, поэтому ортодоксальное теистическое богословие обычно исходит из первой позиции.

Проблематика Веры распространена в тех же границах, что и явление теологии: религии типа греко-римского или синтоистского язычества не знают понятия Веры как внутреннего состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиционно-моральных предписаний и запретов; в иудаизме, христианстве и исламе понятие Веры почти совпадает с понятием религии (выражения «христианская вера» и «христианская религия» употребляются как синонимы).

Переосмысление и изменение функционирования концепта Веры можно найти в различных религиозных учениях и философских системах начиная с эпохи Реформации. Так, М. Лютер, основываясь на некоторых тезисах раннего христианства, настаивает на том, что человек может оправдаться и спастись «единственно» верой (sola fide), без малейшего участия «дел» («заслуг»), то есть независимо от следования тем или иным формализованным нормам поведения. В философии И. Канта Вера, оторванная от религиозно-конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. В 20в. под влиянием экзистенциализма становится привлекательным понятие Веры, не имеющей догматически сформулированного предмета или, по крайней мере, ориентированной в первую очередь не на него; оно артикулируется во внеконфессиональной философии (например, у К. Ясперса), но может использоваться в конфессиональной полемике, например в споре иудаизма против христианства (М. Бубер, «Два образа веры», 1995), в споре современных направлений протестантизма против традиционной парадигмы теологии (резкое противопоставление Веры как события непредусмотренной встречи с Богом - «религии» как своду заранее данных представлений и действий в диалектической теологии) и т.п.

С.С. Аверинцев.





⇐ Перейти на главную страницу сайта

⇑ Вернуться в начало страницы ⇑

Библиотека Ordo Deus ⇒

⇐ Бессмертие и вера

⇓ Каталог систематический ⇓

Бессмертие и современная наука ⇒

Внимание! Вы находитесь в библиотеке «Ordo Deus». Все книги в электронном варианте, содержащиеся в библиотеке «Ordo Deus», принадлежат их законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для чтения.

Библиотека «Ordo Deus» не преследует никакой коммерческой выгоды.

Все авторские права сохраняются за правообладателями. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора, опубликовать другие документы или возможно вы не желаете, чтобы какой-то из ваших материалов находился в библиотеке, пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail:
info @ ordodeus. ru
Формы для прямой связи с нами находятся в нижней части страниц: контакты и устав «Ordo Deus», для перехода на эти страницы воспользуйтесь кнопкой контакты вверху страницы или ссылкой в оглавлении сайта.

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы желаете прожить ещё одну жизнь? Начать всё заново? Исправить ошибки этой жизни? Осуществить несбывшиеся мечты? Перейдите по ссылке: «главная страница».

© Ordo Deus, 2010. При копировании ссылка на сайт http://www.ordodeus.ru обязательна.